Общественность обеспокоена: такси как угроза безопасности Казахстана

21-05-2025, 13:16 Политика 0 Айгерим
Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов предложил пересмотреть требования к иностранным агрегаторам такси, указывая на зависимость казахстанских водителей от цифровых платформ и необходимость снижения комиссий для улучшения финансового положения водителей.
Общественность обеспокоена: такси как угроза безопасности Казахстана

Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов выразил обеспокоенность по поводу влияния иностранных агрегаторов такси на национальную безопасность Казахстана. Он подчеркнул необходимость пересмотра требований к этим платформам, сообщает местное издание.

Текущая ситуация

По словам Жайымбетова, стремительное развитие цифровых платформ приводит к упадку автовокзалов и сокращению объемов междугородних перевозок. В результате таксопарки либо укрупняются, либо сталкиваются с банкротством.

"Сотни тысяч казахстанских водителей оказались в сильной зависимости от цифровых агрегаторов такси. От каждой оплаченной поездки лишь малая часть остается у отечественного водителя, остальное уходит за рубеж. Определенный процент дохода от этих сервисов, глубоко вошедших в нашу повседневную жизнь, уходит за границу. Будучи зависимыми от них, мы терпим значительные потери во внутреннем финансовом обороте", - отметил депутат в своем запросе.

Он также добавил, что в настоящее время цифровые платформы удерживают с водителей комиссию в размере 16%, а таксопарки добавляют еще 2-4%. Это приводит к тому, что большая часть дохода уходит на комиссионные, и водители не могут получать достойную оплату за свою работу.

"Зарубежные платформы эффективно используют свои возможности и удерживают большую долю рынка. Отечественные приложения получают мало поддержки, а из-за ограниченных ресурсов не выдерживают конкуренции. Отсутствие конкуренции сужает выбор потребителей, и вопросы качества и цен остаются нерешенными. На личных приемах граждане жалуются на необоснованный рост тарифов на такси. Особенно это проявляется в праздничные дни или при резком изменении погоды - цены взлетают моментально. Таким образом, зарубежные цифровые платформы выводят из экономического оборота десятки миллиардов тенге, включая средства как водителей, так и пассажиров", - констатировал депутат.

Жайымбетов считает, что такая ситуация представляет собой прямую угрозу национальной и экономической безопасности страны. Он подчеркивает, что монопольное положение на рынке позволяет этим платформам увеличивать доходы без какого-либо контроля. Депутат призвал к пересмотру комиссионной политики в сфере цифровых услуг и усилению защиты национальных интересов.

Предложения по улучшению

Для решения текущих проблем Жайымбетов предложил создать казахстанские цифровые приложения, привлекая успешные отечественные платформы, а также разработать цифровую карту страны, которая станет важной инфраструктурой для этого рынка.

"В условиях устойчивой монополии на рынке необходимо ввести ценовое регулирование размера комиссий крупных агрегаторов такси. Необходимо снизить комиссии цифровых платформ до уровня 3-5 процентов. В сфере агрегаторов такси, гражданской авиации и железнодорожных пассажирских перевозок следует регулировать динамическое ценообразование, учитывая, что основные затраты этих услуг остаются неизменными, а меняется только спрос на монопольные услуги", - добавил депутат.

Поделиться: