Авто из Китая: выгода или головная боль? Мнения экспертов разделились

Покупка автомобиля в Китае может обернуться серьезными проблемами. Узнайте, какие риски вас поджидают при самостоятельном ввозе авто.
Авто из Китая: выгода или головная боль? Мнения экспертов разделились

Пока на казахстанских дорогах все чаще появляются автомобили с китайскими шильдиками, многие автолюбители задумываются о возможности поездки в Поднебесную для покупки автомобиля. Мы выяснили у автоэксперта, насколько оправдана эта идея и какие подводные камни могут ожидать тех, кто решится на такой шаг.

Проблемы с документами и легализацией

По словам автоэксперта Романа Масленникова, первое, с чем сталкивается гражданин Казахстана, решивший лично приехать в Китай, - это юридические сложности. Для управления автомобилем на территории Китая необходимы временные номера и временное водительское удостоверение.

"Чтобы просто прокатиться по Китаю на купленной машине, мне пришлось оформлять временные номера и временное водительское. Без местной помощи это невозможно. И стоит, поверьте, не 100 и не 300 долларов", - объяснил эксперт.

Сложности коммуникации

Эксперт также отмечает, что если вы решите обратиться в дилерский центр в Китае для покупки автомобиля, вам потребуется "свой человек", который поможет с поиском и общением. Частные лица могут столкнуться с игнорированием их запросов со стороны китайских салонов.

Без связей и знания языка шансы на успешную сделку минимальны.

"Когда я впервые задумался заняться этим сам - без посредников, напрямую через онлайн-площадки, быстро понял: с моим уровнем китайского языка и отсутствием местных контактов туда лучше не лезть. Это совершенно чужой мир, своя реальность. Начинаешь вникать, что и как устроено, и становится ясно: риски огромные и обмануть могут буквально на каждом этапе", - рассказал Масленников.

Риск купить "кота в мешке"

Эксперт также предостерегает от покупки автомобилей с вторичного рынка. На первый взгляд, авто может выглядеть нормально, даже VIN не вызывает вопросов. Однако за внешним лоском может скрываться сомнительная история.

"Были случаи, когда под видом нормального автомобиля продавали восстановленный (автомобиль - прим.) после серьезных повреждений. Неясно, какие запчасти ставили, какие узлы меняли, а современные китайские машины сильно перегружены электроникой. Там один сбой может повлечь за собой целую цепочку проблем", - отметил эксперт.

Угон и блокировка

Кроме того, как рассказал Роман, некоторые жители Поднебесной продают автомобили, находящиеся в лизинге, не закрыв обязательства перед банком.

"Да, реально были случаи, когда такие машины уезжали в Казахстан и потом вдруг переставали заводиться. Потому что в Китае за них никто не платит, их ставят в розыск как угнанные и блокируют дистанционно. Умные системы это позволяют, особенно у марок типа ZEEKR или Li Auto", - делится эксперт.

Разблокировка в Казахстане возможна, но требует времени и финансовых затрат, и не всегда заканчивается успешно.

Логистика: авто приехало, но не едет

Логистика при доставке автомобиля из Китая также может вызвать непредвиденные расходы и проблемы.

"Представьте: вы привезли машину с местным жителем до границы, он уехал, а вы остались один на один с чужой системой. Никого не знаете, никто не знает вас - и всем сразу видно, что вы в уязвимом положении. Нужно быстро перегнать автомобиль на казахстанскую сторону? Это стоит денег", - отметил Масленников.

По словам Романа, процесс переправки авто через границу может затянуться на неопределенный срок. Многие попытаются воспользоваться вашей неосведомленностью и безвыходной ситуацией.

"Раньше на это уходили недели, сейчас стало быстрее, но фраза 'помогу вытащить быстро' все еще в ходу. Запрос может начинаться с 200 долларов, а незнающему человеку могут назвать и 500, и 1000 - особенно если видно, что он без связей и в панике", - объясняет эксперт.

Некоторые люди неделями ждут свои автомобили, а некоторые даже поселяются в гостиницы перед границей.

Самое обидное, что автомобиль может оказаться в двух километрах от Казахстана, но на деле это может обернуться серьезной проблемой.

После пересечения границы возможные проблемы не заканчиваются.

"Многие случаи есть, когда автомобиль в Казахстане привозят на автовозе, на СВХ (склад временного хранения) ставят, он там как-то ездит, а потом через 2-3 недели садится, допустим, один из аккумуляторов на электричках", - отметил Роман.

По его словам, такое бывает часто, потому что автомобили могли неправильно прикуривать на границе.

Китай - это не Грузия

Как подытожил Масленников, в погоне за возможностью сэкономить вы можете переплатить и нажить себе лишних проблем. Идея везти авто из Китая имеет больше рисков, чем возможностей.

"Самому везти машину из Китая - идея, которую я никому не посоветую. Это не та страна, где можно разобраться во всем на ходу. Там все работает по своим законам, и, если вы туда без языка, без связей, риски начинают множиться. Обычному человеку лучше даже не пытаться.", - объясняет Роман.

Несмотря на близость Китая, привезти автомобиль оттуда сложнее, чем из Грузии. Хотя и этот маршрут имеет свои подводные камни: таможенные сборы и транзитные взносы через Россию могут обойтись в тысячу с лишним долларов.

Если вы все же хотите автомобиль прямо из Китая, Роман советует довериться профессионалам.

"Я, например, сразу понимал: отдать 1500 долларов за сопровождение - это не трата, а защита своей же инвестиции. Потому что на кону 30 тысяч долларов, которые легко можно потерять, если полезешь в это дело сам. Тут я точно предпочту заплатить и спать спокойно, чем потом месяцами бегать, решая проблемы, которых могло не быть", - отметил эксперт.

Роман Масленников - автомобильный журналист, редактор и ведущий Kolesa.kz.

Поделиться: