Платные штрафстоянки в Алматы и Астане: новые правила для водителей после одобрения закона

Сенат одобрил закон, позволяющий маслихатам Алматы и Астаны устанавливать правила для платных парковок и штрафстоянок. Это может привести к коррупции и дополнительным расходам для водителей, включая тех, кто не виноват в ДТП.

Важное законодательное изменение, принятое в конце июня, предоставляет маслихатам двух крупнейших городов Казахстана — Алматы и Астаны — расширенные полномочия в области регулирования дорожного движения. Это решение открывает новые возможности для местных властей в установлении специфических правил, которые могут не совпадать с общими положениями ПДД. В частности, речь идет о регулировании работы платных парковок и штрафстоянок.

Согласно новым полномочиям, маслихаты смогут самостоятельно определять правила и тарифы на эвакуацию и хранение автомобилей на штрафстоянках. Это нововведение предполагает, что владельцы транспортных средств будут обязаны оплачивать как доставку автомобиля на стоянку, так и каждый день его хранения. Ожидается, что платные штрафстоянки начнут функционировать не ранее осени 2025 года, после утверждения соответствующих тарифов.

Влияние на водителей: мнение эксперта

Автоюрист Михаил Будянский выразил обеспокоенность по поводу возможных последствий для автовладельцев. Он считает, что новые правила могут значительно усложнить жизнь водителям, особенно тем, кто оказался в сложной ситуации без своей вины.

Коррупционные риски

По мнению Михаила, введение платных штрафстоянок может стать новым инструментом давления на водителей. "Раньше инспектор мог просто пригрозить: 'Поставлю на штрафстоянку'. А теперь он будет говорить: 'Она платная. Будешь платить за каждый день'. И многие начнут искать способ 'решить вопрос' на месте. Это прямая дорога к коррупции", - считает юрист.

Финансовая нагрузка на невиновных

Михаил приводит пример, когда в случае ДТП, где вина не установлена, обе машины могут быть отправлены на штрафстоянку. Даже если суд впоследствии признает водителя потерпевшим, за все дни хранения автомобиля на стоянке придется заплатить. "Да, вы можете потом требовать деньги обратно от виновника. Но сначала все равно платите вы. Это несправедливо", - говорит эксперт.

Длительные судебные разбирательства

Даже если водитель не согласен с протоколом и подает жалобу, его автомобиль будет находиться на платной стоянке до завершения судебного процесса, который может затянуться на недели. "Допустим, там ущерба нанесено на 200 тысяч владельцу авто, чтобы все суды пройти, потребуется 60 дней, установленных нашим законодательством. За эти 60 дней человек заплатит деньги за нахождение его транспорта на штрафстоянке", - объясняет Михаил.

Влияние на бизнес

Новые правила также могут негативно сказаться на бизнесе. Например, если такси попадает в ДТП, машина отправляется на стоянку, и пока компания выясняет обстоятельства происшествия, автомобиль не приносит доход, а расходы на стоянку продолжают расти. "Это удар по предпринимателям. Особенно тем, кто сдает авто в аренду. Много лишней головной боли и расходов", - говорит юрист.

Эффективность закона под вопросом

Несмотря на заявления властей о намерении разгрузить штрафстоянки, Михаил сомневается в эффективности этого подхода. "Никто специально не едет на штрафстоянку. ДТП - это случайность. Сделав стоянки платными, мы не уменьшим количество аварий и эвакуаций. Мы просто добавим водителям проблем и расходов", - объясняет юрист.

Предложения по улучшению

Михаил считает, что концепция платных стоянок может быть обсуждаема, но необходимо соблюдать принципы справедливости:

  • не взимать плату с водителя, пока не доказана его вина;
  • оставить стоянку бесплатной на время судебных разбирательств и обжалований;
  • четко определить случаи, когда эвакуация действительно необходима;
  • изучить статистику причин эвакуации автомобилей и обоснованность таких действий.
Поделиться:
Все изображения и материалы в публикации получены из открытых источников. Если вы являетесь правообладателем, ознакомьтесь с информацией для правообладателей.
Популярные новости