Казахстанский автопром: когда отвертка дороже двигателя

Казахстанский автопром критикуется за неэффективное использование госресурсов. Депутат предлагает ужесточить требования к сборке автомобилей.
Казахстанский автопром: когда отвертка дороже двигателя

Казахстанский автопром: вызовы и перспективы

Анализ текущей ситуации

В Казахстане автомобильная промышленность находится под пристальным вниманием как государства, так и общественности. В последние годы правительство активно поддерживает развитие этой отрасли, предоставляя налоговые и таможенные льготы, а также отдавая предпочтение отечественным автомобилям в рамках государственных закупок.

Исторический контекст и начальные условия

На начальном этапе развития автопрома в стране были установлены облегченные требования для производителей. Это включало инвестиции в размере 2 миллиардов тенге, выпуск 25 тысяч автомобилей в год и мелкоузловую сборку одной модели. Такой подход, известный как "отверточный метод", был оправдан для создания базы производства и освоения зарубежных технологий.

Изменения в требованиях и их последствия

С 2021 года требования к производителям ужесточились. Теперь они обязаны инвестировать не менее 70 миллиардов тенге, выпускать как минимум две модели методом мелкоузловой сборки и достичь локализации в 50 процентов к 2027 году. Однако, как отмечают эксперты, эти условия не всегда применяются ко всем участникам рынка, что создает неравные условия конкуренции.

Проблемы и несоответствия

Фактические производственные показатели не соответствуют установленным требованиям. В 2023 году было выпущено всего 13 тысяч машин, а за 10 месяцев 2024 года - 17 тысяч, что значительно ниже заявленных целей. Более 90 процентов автомобилей собираются по крупноузловому методу, что ставит под сомнение их статус как "отечественных".

Внешнеторговая статистика и правовое регулирование

Существуют значительные расхождения в данных о внешнеторговой статистике. В 2024 году Казахстан, по своей отчетности, импортировал кузовов из Китая на 424 миллиона долларов, тогда как, по данным Китая, - только на 6 миллионов долларов. Это указывает на возможные проблемы в правовом регулировании и контроле за импортом.

Предложения по улучшению ситуации

Для решения существующих проблем предлагается законодательно закрепить понятие мелкоузловой сборки как обязательное условие для получения государственной поддержки, пересмотреть существующие соглашения о промышленной сборке и наделить Министерство индустрии и строительства полномочиями по государственному контролю за соблюдением условий промышленной сборки.

Заключение

Казахстанский автопром стоит перед серьезными вызовами, требующими комплексного подхода и пересмотра существующих практик. Только так можно обеспечить справедливые условия для всех участников рынка и стимулировать развитие локального производства.

Поделиться: