Казахстанцы обсуждают будущее транспорта: летающие авто на горизонте

Общественность и эксперты в Казахстане активно обсуждают перспективы внедрения летающих автомобилей, отмечая как возможности, так и вызовы. Архитектор-урбанист Владислав Филатов считает, что Алматы может стать одним из первых городов, успешно интегрировавших этот инновационный вид транспорта, но подчеркивает необходимость решения вопросов инфраструктуры и безопасности. Специалист учебного центра Бахтияр Кучкаров указывает на сложность управления движением в низкоуровневом воздушном пространстве и необходимость создания системы UTM. В то же время, пилот-изобретатель из Шымкента Филипп Герасимов уже самостоятельно сконструировал пилотируемый квадрокоптер, демонстрируя, что будущее может быть ближе, чем кажется.
Казахстанцы обсуждают будущее транспорта: летающие авто на горизонте

Человечество давно мечтает о летающих автомобилях, которые стали символом будущего задолго до появления современных технологий. Эти машины вдохновляли писателей-фантастов, художников и режиссеров. Сегодня разговоры о летающих авто выходят за рамки фантастики: в мире уже проходят тестовые полеты аэротакси, а крупные компании инвестируют миллиарды в городскую воздушную мобильность (Urban Air Mobility, UAM). Но насколько реальны такие перспективы для Казахстана, например, в Алматы? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к экспертам из разных областей, от урбанистов до инженеров по безопасности. Также мы нашли энтузиаста из Шымкента, который своими силами создал пилотируемый квадрокоптер.

Понимание концепции городской воздушной мобильности

Urban Air Mobility (UAM) — это концепция, предполагающая использование электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL), дронов и автономных воздушных такси для перевозки людей и грузов в городах. Первоначально UAM была разработана в США при участии NASA, а затем аналогичные проекты появились в других странах, таких как Китай и Израиль.

Однако городская воздушная мобильность — это не только летательные аппараты. Это также инфраструктура, системы контроля и управления, а также множество технических и социальных аспектов. Рассмотрим подробнее ключевые технологии, преимущества и вызовы, связанные с новой городской авиацией.

Технологии и вызовы UAM

Ключевые технологии:

  • eVTOL — летательные аппараты с электродвигателями, не требующие длинных взлетно-посадочных полос.
  • Автономные системы — управление с помощью искусственного интеллекта и дистанционный контроль.
  • Инфраструктура — вертодромы на крышах зданий и транспортных узлах.

Преимущества:

  • Снижение пробок за счет перелетов над городом.
  • Экологичность благодаря электрическим двигателям.
  • Быстрые перевозки: в среднем 30 километров за 10-15 минут.

Проблемы:

  • Регулирование: разработка правил безопасности и сертификации.
  • Шум и безопасность.
  • Высокая стоимость, доступная пока только для бизнес-сегмента.

Реализация UAM в Алматы: мнения экспертов

Как и когда концепция может быть реализована в Алматы? Мы обсудили это с экспертами из разных областей, которые рассказали о возможностях и сложностях реализации проекта.

Архитектор-урбанист

"Алматы с его уникальным географическим положением и динамичным развитием может стать одним из первых городов, успешно интегрировавших этот инновационный вид транспорта".

Архитектор-урбанист Владислав Филатов выделил ключевые вызовы для интеграции летающего транспорта в городскую среду Алматы, такие как инфраструктура, регулирование, общественное восприятие и экономическая целесообразность.

Специалист учебного центра "Академия гражданской авиации"

"Внедрение городской воздушной мобильности — это не просто технологический скачок, а переосмысление самой идеологии передвижения в городах и между населенными пунктами".

Бахтияр Кучкаров отметил, что одной из главных сложностей является управление движением в низкоуровневом воздушном пространстве. Он подчеркнул важность создания системы UTM для координации полетов и обеспечения безопасности.

Эксперт компании-разработчика БПЛА

"Реалистичный срок для появления сертифицированного пассажирского дрона в Казахстане — 7-10 лет".

Руслан Витвицкий, коммерческий директор компании KazUAV, рассказал о перспективах внедрения беспилотных аппаратов в городскую инфраструктуру Казахстана и ключевых технологических и регуляторных барьерах.

Командир воздушного судна

"Среда на малой высоте менее предсказуема, чем на эшелоне. В городе все умножается. Высотки создают турбулентность, видимость может быть ограничена, а плотность объектов — крайне высокая".

Виталий Евгеньев, командир воздушного судна, поделился своим опытом и отметил, что летать в городской среде будет сложно из-за множества факторов, таких как погодные условия и плотность объектов.

Эксперт по авиационной безопасности

"Нужно снизить зависимость от человеческого фактора. В авиации 60–80 процентов происшествий так или иначе связаны с ошибками человека".

Абул Кекилбаев, авиационный эксперт, обсудил вопросы безопасности в контексте Urban Air Mobility и подчеркнул важность снижения зависимости от человеческого фактора.

Перспективы Urban Air Mobility в Казахстане

Официальные инстанции сообщают, что первым городом, где будет реализована инновация, станет Алатау. Летательные аппараты eVTOL будут получены в 2026 году для испытаний в климатических условиях Казахстана.

История энтузиаста из Шымкента

Филипп Герасимов, житель Шымкента, самостоятельно сконструировал пилотируемый квадрокоптер. Он рассказал о своем изобретении и планах на будущее, отметив, что его проект был реализован на собственные средства без поддержки инвесторов или властей.

Филипп надеется, что его изобретение поможет ему попасть в компании, занимающиеся разработкой аэрокосмических аппаратов, такие как NASA или SpaceX.

Поделиться: