Эксперты спорят о применении пекинских мер в Алматы

Эксперты и экоактивисты в Алматы считают, что опыт Пекина может быть полезен для улучшения качества воздуха в городе, но для этого необходимы решительные действия и политическая воля. Эколог Айжан Скакова подчеркивает, что "воздух – комплексная проблема, которая требует всестороннего решения". Асет Наурызбаев отмечает, что необходимо развивать общественный транспорт и инфраструктуру для чистого транспорта. Однако, как считает Скакова, без волевых шагов и межведомственного взаимодействия изменения останутся только на бумаге.
Эксперты спорят о применении пекинских мер в Алматы

Алматы неизменно занимает позиции в мировых рейтингах городов с наиболее загрязненным воздухом. Основные источники загрязнения включают угольные ТЭЦ, автомобили, частный сектор и здания, препятствующие воздушным потокам. В результате, уровень загрязненности воздуха в городе настолько высок, что его можно заметить невооруженным глазом. Вопрос о том, как помочь городу, остается актуальным. Взгляд на опыт Пекина, который когда-то сталкивался с еще более серьезной проблемой, может предложить возможные решения. Сегодня жители китайской столицы наслаждаются чистым небом и свежим воздухом. Как Пекину удалось достичь таких результатов и можно ли применить его опыт в Алматы?

Текущая ситуация в Алматы

Согласно данным Казгидромета, в 2024 году уровень загрязнения воздуха в Алматы достиг критической отметки, классифицируясь как "очень высокий". Основные загрязнители включают микрочастицы (PM2.5 и PM10), оксид углерода, диоксид серы и азота, формальдегид. Причины загрязнения давно известны: быстрый рост населения, урбанизация, увеличение числа автомобилей, слабое развитие общественного транспорта и высокая зависимость от угля для отопления и выработки электроэнергии.

"Город проектировался на одно количество населения – около 500 тысяч – а сейчас в нем проживают более двух миллионов человек. Плюс сколько въезжающих в город ежедневно. Сколько бы мы ни говорили о качестве атмосферного воздуха, ситуация лишь усугубляется. Необходимо приводить город к некоторым ограничениям, которые понравятся не всем", – говорит эколог-эксперт Общественной палаты при Мажилисе РК, председатель "Казахского общества охраны природы" Айжан Скакова.

Смог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан СариевСмог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Модератор гражданской инициативы "Чистый воздух Алматы", экоактивист и экономист Асет Наурызбаев называет ситуацию с воздухом в городе критической.

"Согласно исследованиям, каждый четвертый алматинец страдает заболеваниями, связанными с загрязнением воздуха. Из этого следует, что из ста родившихся абсолютно здоровыми детей двадцать пять со временем заболеют. И вина в этом будет наша, взрослых. Поэтому ситуация критическая", – отметил он.

Как Пекин справился с проблемой загрязнения?

Пекин, еще 15 лет назад, сталкивался с аналогичной проблемой. Смог был настолько густым, что люди вынуждены были носить маски, а видимость была практически нулевой. Сегодня ситуация кардинально изменилась: город стал чистым и зеленым, и большую часть года жители наслаждаются голубым небом. Какие меры были приняты для достижения таких результатов?

  • Ответственность чиновников: В Китае введена система KPI для руководящих чиновников, связанная с ответственностью за нарушения в области загрязнения воздуха. Если превышения фиксируются, чиновники получают "отрицательные баллы", что может привести к увольнению или понижению в должности.
  • Ограничения на использование автомобилей: В определенные дни автомобилям с бензиновыми и дизельными двигателями запрещено ездить по городу. Ограничения зависят от последней цифры госномера. Электромобили могут передвигаться без ограничений.
  • Сложности в получении госномера: Для дизельных и бензиновых авто введена лотерея на получение госномера, что стимулирует переход на электромобили.
  • Развитие транспортной инфраструктуры: Строительство многоуровневых дорожных развязок позволяет избежать заторов и пробок.
  • Перенос промышленных предприятий: Заводы и фабрики, загрязняющие воздух, перенесены за пределы города.
  • Переход на газовое и электрическое отопление: Угольное отопление заменяется на более экологичные варианты.
  • Субсидии на общественный транспорт: Доступные цены на проезд стимулируют использование общественного транспорта.
  • Развитие велоинфраструктуры: Установка стоянок с общедоступными велосипедами и развитие велодорожек.

Пекин. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Иван СухоруковПекин. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Иван Сухоруков

Возможность применения пекинского опыта в Алматы

Алматинские экологи и экоактивисты оценивают возможность применения пекинского опыта в Алматы. Экоактивист Асет Наурызбаев считает, что некоторые меры, такие как KPI для чиновников и ограничения на использование автомобилей, могут быть эффективными. Однако, по его мнению, необходимо развивать общественный транспорт и велоинфраструктуру, а также поддерживать чистый транспорт.

"С KPI очень правильная идея, но у нас, к сожалению, не рейтингуются чиновники. По номерам есть отрицательный опыт в том смысле, что богатые покупают два-три автомобиля, а небогатые не могут себе этого позволить. Тем не менее, мера действенная. Перенос производства у нас произошел сам собой в основном. Переход на газ уже осуществляется. Общественный транспорт нами дотируется уже. Нужно его развивать – снижать интервалы и повышать комфортность. Велодорожки надо развивать не только для развития велосипедного движения, но и для самокатов. Необходимо усиливать меры поддержки чистого транспорта: обеспечить инфраструктуру для зарядки электромобилей, закупать больше троллейбусов, электробусов, строить ЛРТ", – считает экоактивист Асет Наурызбаев.

Эколог-эксперт Общественной палаты при Мажилисе РК Айжан Скакова подчеркивает, что решение проблемы загрязнения воздуха требует комплексного подхода и участия всех сторон: граждан, бизнеса и государства. Она отмечает, что с 1 января 2025 года вступила в силу норма об обязательной установке на промышленных предприятиях автоматизированных систем мониторинга выбросов в атмосферу, но их внедрение идет медленно.

"Необходимо решать вопрос с транспортом, ТЭЦ, печным отоплением, тогда дышать станет легче. Да, население Алматы растет, застройка бешеная, географическое положение, климат – все эти условия не способствуют рассеиванию загрязняющих частиц. Поэтому нужны политическая воля и решительные действия – не бояться устранять проблемы! Есть положение об особом статусе Алматы – город может внедрять любые экологические подходы, во многом самостоятельно принимая решения. Этим и нужно пользоваться, пока действительно не стало поздно", – добавила эксперт.

Бывший аким Алматы Ерболат Досаев, посетивший Пекин в начале года, отметил, что "Алматы и Пекин следуют схожему пути развития" и подчеркнул важность перенятия лучших практик мегаполиса с учетом специфики Алматы. Однако внедрение этих практик теперь будет задачей нового акима Дархана Сатыбалды, назначенного в мае 2025 года.

Смог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан СариевСмог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Эколог Айжан Скакова выделила несколько направлений, требующих первоочередного внимания:

  • Сокращение использования угля: Масштабная газификация необходима для снижения использования угля в частном секторе.
  • Перевод ТЭЦ на газ: Это частично улучшит качество воздуха, но не решит проблему полностью.
  • Развитие транспортной инфраструктуры: Введение новых правил для улучшения качества атмосферного воздуха, ужесточение контроля за техосмотром автомобилей и стимулирование утилизации старых автомобилей.
  • Создание экозон: Разработка предложения о создании экологических зон с ограничением въезда для автомобилей, не соответствующих стандартам.
  • Перенос промышленных предприятий: Вывод объектов, загрязняющих воздух, за пределы города требует политической решимости и компенсационных механизмов для бизнеса.

"Опыт Китая показывает, что борьба за чистый воздух – это не только вопрос технологий, но и политической решимости, институциональной подотчетности и широкой поддержки со стороны населения. Алматы может и должно адаптировать успешные меры, но без волевых шагов и межведомственного взаимодействия это останется только на бумаге", – резюмировала эколог.

Ранее на Tengrinews.kz вышел спецпроект "Я хочу дышать", в котором подробно рассказывалось чем дышат алматинцы, каковы реальные данные мониторинга воздуха, что такое PM2.5, а также представлены: информация о самых загрязненных районах Алматы, мнения экспертов, истории героев, страдающих от экологической обстановки и комментарии госорганов.

Читайте также цикл материалов о возможных решениях проблем Алматы:

"Перегруженность Алматы. Три сценария развития города"

"Что будет с Алматы? Город перенаселен или у него слабая инфраструктура?"

Поделиться: