Три сценария развития Алматы: фантастический, оптимистичный и реалистичный

В статье рассматриваются три сценария развития Алматы: фантастический, оптимистичный и реалистичный. Каждый из них предлагает решения для проблем перегруженности и инфраструктуры города, включая развитие общественного транспорта и создание новых самодостаточных районов.
Три сценария развития Алматы: фантастический, оптимистичный и реалистичный
grid Краткий пересказ текста от Tengri AI Этот текст сгенерирован ИИ
  • В статье рассматриваются три сценария развития Алматы: фантастический, оптимистичный и реалистичный, которые могут помочь решить проблемы перегруженности и инфраструктуры города.
  • Фантастический сценарий предполагает создание "умного" мегаполиса с вертикальными экогородами и маглев-транспортом к 2070 году.
  • Оптимистичный сценарий предполагает устойчивое развитие Алматы с эффективной транспортной системой, переселением из ветхого жилья и созданием рабочих мест в каждом районе к 2050 году.
  • Реалистичный сценарий включает улучшение существующей системы общественного транспорта, обновление инфраструктуры и развитие полицентричности к 2030 году.
  • Эксперты подчеркивают важность развития общественного транспорта и создания самодостаточных окраин для улучшения ситуации с пробками и экологией.
  • Также рассматривается развитие городов рядом с Алматы, таких как "Алатау сити", что поможет разгрузить инфраструктуру мегаполиса и создать самодостаточные зоны жизни за его пределами.
  • Проект "Алатау сити" предполагает создание умного города с деловыми, научными, промышленными и развлекательными районами, рассчитанного на миллион жителей и более к 2050 году.

Представьте, что жители Алматы живут в вертикальных минигородах, где все удобства находятся внутри одного жилого комплекса: от детских садов до спортзалов и больниц, а на крышах расположены фермы, и все отходы перерабатываются в энергию. Передвижение осуществляется на магнитном транспорте. Это может показаться фантастикой, но некоторые города уже внедряют подобные технологии. В этой статье рассматриваются три сценария развития Алматы, которые могут помочь решить проблемы перегруженности и инфраструктуры.

Город перегружен или нет?

За последние 15 лет население Алматы увеличилось почти в два раза: с 1 390 610 жителей в 2010 году до 2 292 055 в начале 2025 года. Местные жители в большинстве своем считают город перенаселенным, с постоянными пробками и переполненным общественным транспортом. Однако, по данным плотности населения, Алматы не является перенаселенным: 3350 человек на квадратный километр, что значительно ниже, чем в Ташкенте, Токио или Нью-Йорке.

Пробки в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан СариевПробки в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Эксперты утверждают, что проблема не в перенаселенности, а в слабой инфраструктуре и неравномерном расселении. Архитектор Владислав Филатов отмечает, что Алматы развивался слишком быстро, что привело к неравномерному развитию инфраструктуры.

Как развивался Алматы?

По мнению Филатова, ускоренное развитие города привело к тому, что инфраструктура не успевает за расширением. Каждая новая окраина оказывается без должного внимания, что создает дополнительные проблемы.

"Сразу после Второй Мировой войны наш город начали застраивать индустриальным способом, что ускорило строительство, но создало множество вызовов: инфраструктура не успевает за расширением".

Редакция предлагает сравнить архивные фотографии Алматы 1931 года и современные снимки, чтобы увидеть, как изменился город за 100 лет.

Перемещая бегунок на фото, можно увидеть, как изменилась плотность застройки и население в этой части города. Это тихий район, где преобладает частный сектор.

Филатов подчеркивает, что территории в черте Алматы должны быть плотно застроены, иначе возникнут проблемы с качеством инфраструктуры и связями между районами.

Как решить проблемы? Три сценария

Фантастический сценарий развития города

2070 год. Алматы становится "умным" мегаполисом:

  • Жители живут в вертикальных экогородах с удобствами внутри – от детских садов до спортзалов и больниц.
  • Экогорода представляют собой замкнутые системы, где можно найти работу и все необходимое для жизни.
  • Башни-дома сейсмостойкие.
  • На крышах и балконах расположены сады и фермы для выращивания экологически чистых продуктов.
  • Коммунальные службы управляются искусственным интеллектом, который предсказывает поломки.
  • Вся инфраструктура подключена к единому цифровому ядру.
  • Созданы системы климат-контроля для регулирования температуры и влажности.
  • Люди отказались от личного транспорта, передвигаясь на маглев-метро и по пешеходным аллеям.
  • Алматинский смог остался в прошлом.
  • Склоны гор интегрированы в городское планирование как рекреационные зоны.
  • Большинство людей живет в городах-спутниках, которые также являются "умными".

Хотя это кажется далеким будущим, некоторые технологии уже используются в мире. Например, первая магнитная дорога была построена в Германии в 1984 году, а в Китае маглев уже в коммерческой эксплуатации.

Маглев в Шанхае. Фото: Alex Needham. ДФото было добровольно передано автором в общественное достояниеМаглев в Шанхае. Фото: Alex Needham. ДФото было добровольно передано автором в общественное достояние

Экогорода также уже существуют или разрабатываются, как, например, проект Nye в Дании и Масдар в Арабских Эмиратах.

Оптимистичный сценарий развития города

2050 год. Алматы – зеленый город, без чудо-технологий, но с устойчивым развитием:

  • Общественный транспорт стал удобным и не переполненным, запущены новые маршруты и электроавтобусы.
  • Реализована программа по переселению из ветхих домов и построена социальная инфраструктура.
  • Развивается система Urban Air Mobility для воздушного транспорта.
  • Каждый район имеет свою инфраструктуру с необходимыми для жизни услугами.
  • Город адаптирован к климату с обновленными коммуникациями.

Эксперты подчеркивают важность точечной застройки и уплотнения в местах, где это необходимо. Владислав Филатов считает, что жилые комплексы не ухудшают ситуацию, а наоборот, могут улучшить инфраструктуру.

"Нужно заниматься уплотняющей застройкой в местах, где нужно довести город до городского состояния".

Диас Маратулы, эксперт, отмечает, что Алматы должен оставаться привлекательным для бизнеса и людей, создавая условия для жизни и работы.

Реалистичный сценарий развития города

2040 год. Алматы – это город с улучшенной инфраструктурой:

  • Запущены новые автобусные маршруты и развивается велоинфраструктура.
  • Происходит обновление дорог и коммунальных сетей.
  • Ветхое жилье сносится, а новые ЖК решают проблемы.
  • Новые районы на окраинах развиваются, внедряется полицентричность.

Этот сценарий обсуждается в Генплане города. Владислав Филатов предлагает продолжать развивать общественный транспорт и микромобильность, чтобы снизить неравенство между районами.

"Москва и Стамбул – примеры городов, которые улучшают свою мобильность".

Диас Маратулы считает, что необходимо сделать окраины самодостаточными и развивать полицентричность, чтобы разгрузить мегаполис.

Проект "Алатау сити" – это новый город, который будет включать деловые, научные и развлекательные районы, создавая рабочие места и улучшая инфраструктуру.

  • Gate District – деловой центр с выгодными условиями для бизнеса.
  • Golden District – научно-образовательный и медицинский центр.
  • Growing District – научно-производственный центр.
  • Green District – район для активного отдыха и развлечений.

Если эти проекты будут реализованы, Алматы сможет развиваться по оптимистичному сценарию, создавая комфортные условия для жизни и работы.

Поделиться: