Интервью заместителя премьер-министра Жумангарина о реформе НДС, инфляционных процессах и актуальных тенденциях можно рассматривать как современный общественный договор


- Бюджет Казахстана на 2025 год составляет 26 триллионов тенге, однако не хватает 10 триллионов тенге. Для покрытия дефицита средства заимствуются из Нацфонда и на рынке. Постоянное использование Нацфонда может привести к его истощению к 2036 году.
- Основная проблема — низкий уровень сбора налогов. Многие компании избегают уплаты НДС, пользуясь лазейками в налоговой системе.
- Новая реформа усилит контроль за НДС, что усложнит уклонение от налогов. Цель - стабилизировать бизнес.
- Ожидается рост цен, но власти обещают помочь нуждающимся слоям населения через индексацию зарплат и компенсации за ЖКУ.
- Планируется инвестирование налоговых доходов в реальный сектор экономики.
- Реформа будет рассмотрена парламентом до июля 2025 года и может вступить в силу с января 2026 года.
- Реформа вызывает критику и противодействие, в том числе со стороны лоббистов.
Как планируется изменить политику по НДС и когда вступит в силу новая налоговая реформа? Почему именно сейчас и каковы взгляды чиновников на критику? Об этом - в интервью с вице-премьером экономики Сериком Жумангарином.
- Планируется комплексная налогово-бюджетная реформа. Объясните, пожалуйста, в чем ее суть?- Реформа предполагает изменения как в налоговом, так и в бюджетном кодексе. Бюджет - это основной инструмент для выполнения государственных функций по улучшению благосостояния граждан.
Фонд денежных средств должен быть направлен в экономику страны. Каждый год необходимо увеличивать объем инвестиций. Например, инвестиции сейчас составляют около 17 процентов, но без собственных вложений привлечение зарубежных инвесторов будет сложнее.
Формируя бюджет на 2025 год, стало понятно, что расходная часть в 26 триллионов требует еще 10 триллионов тенге. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов.
Средства занимали в Нацфонде и на рынке. Ежегодные трансферты из Нацфонда составляют около двух триллионов тенге, а целевые трансферты предоставляются при решении руководства. Остальные средства были привлечены через выпуск облигаций Министерством финансов.
По-простому говоря, не хватает 10 триллионов на текущие расходы бюджета. Мы уже занимали средства в прошлом, но эта практика не может продолжаться вечно, иначе исчерпаем доверие кредиторов и снизим рейтинг страны.
Сбор налогов ведется неэффективно: доля НДС в доходах составляет порядка 40 процентов, но его собираемость остается на уровне 20-24 процентов. Компании продолжают использовать налоговые возможности, избегая уплаты.
Хотя могли бы продолжать как есть, но в долгосрочной перспективе исчерпать Нацфонд и финансовые резервы. Например, через несколько лет на программу "Нацфонд - детям" останется мало средств из-за нынешних расходов.
- Получается, что доходы страны не соответствуют расходам, верно?
- Верно. Социальные расходы составляют около 37,5 процента от бюджета или 10 триллионов тенге. Если учитывать финансирование на развитие регионов, получается основная часть бюджета расходуется на эти две позиции.
На социальные расходы влияют пандемия и ожидания населения. В сравнении с соседями у нас наиболее социально ориентированный бюджет.
Каждый должен задуматься, что государство дает своим гражданам. Забота охватывает многодетных матерей, тех, кто потерял кормильца, беременных и других нуждающихся.
Бюджет развития включает финансирование инфраструктуры, институтов развития и предпринимательства. На сегодня его доля составляет всего 8 процентов (2 триллиона тенге).
Снижение бюджета прогноза для следующего года до 6 процентов указывает на отсутствие средств для развития. Причина также в либерализации налогового режима, особенно по НДС, где бизнес не платит налог.
Две миллиона бизнесменов, из них 137 тысяч компаний — плательщики НДС. Реально НДС платят всего 4 процента бизнеса, решаясь на это.
Есть порог в 78 миллионов тенге, ниже которого НДС не платится. Специальные налоговые режимы позволяют тем, чей годовой доход ниже 2,4 миллиардов тенге в рамках определенных видов деятельности подвергаться розничному налогу вместо НДС.
Розничный налог достигает 4 процентов, но местные власти могут его снизить. В итоге большая часть не платит налоги так же, как остальные бизнесмены.
Дробление компаний не всегда плохо – это оптимизация налогов. Разделение на малые компании позволяет избежать уплаты налогов, но оно привело к проблемам в собирательности поступлений.
Нужно сделать так, чтобы достигать целей государства по размещению страны в числе лидирующих экономик. Это требует думать о долгосрочной перспективе и будущем поколении.
Ситуацию нужно изменить. Бизнесмены предпочитают не платить налог, если конкурент тоже его избегает.
Этот процесс создал своеобразные налоговые офшоры. Реформа сталкивается с сопротивлением.
У всех заинтересованных сторон есть свои лоббисты. Дискуссии разгорелись и привлекли внимание. Но наш главный аргумент — это интересы страны и следующих поколений.
Многие говорят о снижении расходов государства, но такие инициативы затронут социальные сферы. Мы это учитываем в нашей оптимизационной стратегии.
- Есть ли другие способы, кроме увеличения НДС?
- Возможный сценарий - снижение региональных расходов, социальных расходов или бюджета развития. Но сокращение на госаппарат будем решать другими способами. В прошлом году бюджеты добровольно уменьшились на 400 миллиардов.
Бюджет на 2025 год был изначально составлен в размере 32 триллионов тенге. Мы его уменьшили до 26 триллионов, что является свидетельством ежегодных оптимизационных процессов.
- Если предположить: предприниматель из Павлодара, имеющий оборот в 15 миллионов тенге, задается вопросом, почему он должен платить больше налогов? Это ведь проблемы экономики и плохое управление.
- Порог 78 миллионов тенге снижен до 15 миллионов. Теперь 1.3 миллиона предпринимателей будут в зоне видимости КГД. Изменений для малых предпринимателей, которых вы упомянули, не планируется. Изменения коснутся тех, кто делит компании на несколько мелких.
В нормальных условиях бизнес покупает товар уже с НДС и потом платит лишь разницу между уплаченным и начисленным налогами. Это снимает значительную налоговую нагрузку.
Суть НДС в этой разнице. Если товар куплен без НДС, то уже налог в 12 процентов применяется. Теперь 450 тысяч бизнесменов будут платить НДС.
Цепочка НДС восстановится. Это не создаст большую нагрузку.
Сначала планировали ставку в 20 процентов, которая успокаивала бы налог на фонд оплаты труда. Сейчас подняли ставку, снижать налог на трудовые фонды не стали в ответ на общественные запросы и расчеты экспертов.
При 16 процентах налоговая нагрузка составляет 3,2−3,3 процента, и это не критично.
Возникли нарекания и опасения со стороны торговцев, ресторанов, гостиниц, но мы уверили их, что реформы не повлияют на торговлю в розницу. Они остаются плательщиками 4 процентов.
- То есть те, кто остаётся в своих категориях?
- Да, это розничные продавцы. Продажа конечному покупателю сохраняется. Убрали промышленные и бизнес-направления. Они становятся плательщиками НДС.
Ставки останутся дифференцированными: 16 процентов, 10 процентов и ноль – освобождение. Мы обсуждаем, каким будет налог для пищевой отрасли, но хотим сделать его минимальным.
Продуктовый рынок неэластичен, цена на продукты критична. Ставка ноль процентов не изменит ситуацию для агрокомплекса. Ставка в 16 процентов увеличит расходы на импортируемые продукты, но даст поддержку местным производителям.
- Прогнозируется, что предприятия могут закрываться. Как это отразится на экономике и протестных настроениях?
- Мы учли все риски. Непредсказуемость событий может вызвать замедление экономики и протесты, но реформа направлена на устойчивое развитие.Мы начинаем с низкой ставки НДС 12 процентов. Это одна из самых низких ставок в регионе.
Наша ставка остается одной из самых низких в регионе. Это основа для облегчения налоговой нагрузки. Мы ориентируемся на поддержку социально уязвимых слоев.
Ожидаем инфляцию 3-3,5 процента. Средства пойдут на поддержку реального сектора через фондирование и субсидии.
Мы инвестируем в развитие назначенных приоритетов экономики: ИТ, туризм, логистику, металлургию, пищевую индустрию.
Планируем увеличить бюджет развития. Есть задача утроить его долю.
Оптимистические прогнозы по инфляции основаны на реальных данных. Мы уверены в своих расчетах.
Это новый общественный договор, который требует согласия и поддержки. Мы обеспечим необходимые условия для бизнеса.
Парламент примет реформу до середины следующего года, и она вступит в силу с января 2026 года.
- Есть сомнения относительно вероятного увеличения инфляции до двузначных цифр...
- Расчеты Центрального банка всегда оставались в рамках реальных показателей. Ошибки на уровне пары процентов не критичны.
- Есть мнение, что налоговая реформа ориентирована на крупный бизнес. Это так?
- Преимущество в том, что крупный бизнес не требует меньших ставок НДС. Приоритеты государства и общества потребуют изменений.
- Кажется, что ставки излишне высоки для развивающейся страны...
- В 1993 году мы работали при 20 процентах. Это было нормально. Борьба с теневой экономикой требует не одного дня, а постоянного усилия. Изменение менталитета населения главное.
- Инвесторы будут готовы к новым условиям?
- При поддержании стабильных законодательных рамок привлечение инвесторов будет успешным. Важны инвестиции и развитие технологий.
Налоговые условия выгодны для новых технологий. Прозрачность и возможности процветания обеспечат защиту потребителей.
Индексируем зарплаты бюджетным сотрудникам, увеличиваем выгоды для бизнеса.
- Работодатель будет поднимать заработную плату за счет роста цен?
- Да, это позволит адаптироваться к изменениям и поддержать работников.
- Рассматриваете возможность понижения порога под НДС?
- Пока это не обсуждается. Но порог 15 миллионов - справедливое решение. Бизнесу трудно будет работать дроблением на таком уровне.
- Какие меры предотвратят создание новых компаний?
- Открытие новых компаний ужесточится с соответствующими ограничениями.
- Не приведет ли реформа к увеличению теневой экономики?
- Официальная цифра участия теневой экономики - 17,5 процентов. Работа по ее снижению продолжается. Просветительская кампания, культура требовать чеки — наши меры.
Национальный каталог товаров обеспечит контроль над оборотом. Выбивание чеков важно. Мы поощряем их использование через призы и мотивацию.
Необходимо правильное обеление рынка, в том числе путем просветительской деятельности.
Это новый общественный договор. Он должен быть внедрен.
- Какие ожидания по изменению налоговых поступлений?
- Предполагается получение около 5 триллионов тенге. Это позволит увеличить бюджет развития.
Мы осознаем экономическую неопределенность. Но реформа гарантирует финансовую устойчивость государства.
- Будет ли нехватка бухгалтеров из-за реформы?
- Вероятность роста числа бухгалтерий велика. Но это также создание квалифицированных рабочих мест. Современные технологии упрощают налоговое администрирование.
Инспекторы переходят на обслуживание бизнесов с нацеленной поддержкой и консультациями.
- Выдержат ли налоговые органы новую нагрузку?
- Да, современные технологии это позволяют. Современные методы работы упрощают процесс.
- Не приведет ли расширение полномочий налоговых органов к коррупции?
- Возможность имеется, но полномочия ограничены и четко направлены.
- Когда реформа вступит в силу?
- Мы планируем запуск с 1 января 2026 года. Законопроект будет рассмотрен парламентом в срок.
- Как будет проводиться коммуникационная работа с общественностью?
- Шесть рабочих групп в регионе направлены на обсуждение и сбор предложений. Ведем консультации с представителями бизнеса.
Парламентарии также вовлечены в процесс. Мы сможем организовать диалог и обсуждение.
- Жалуются на закрытость властей. Готовы ли вы к открытым обсуждениям?
- С начала моего назначения мы обсуждаем все вопросы с заинтересованными сторонами. Экспертный совет участвует в процессе.
Критику выслушиваем. И даже резкие замечания принимаем как вызов.
Мы думаем о будущем страны и ее благополучии.
- Внесение авансовых платежей вызывает обсуждение. Нет ли здесь перегрузки?
- Я категорически против авансовых платежей. Рекомендуется рассмотреть скорость возврата НДС экспортерам. В конце прошлого года выплата по НДС составила 1,2 триллиона тенге.
Возврат капитала - это значительный вклад в бизнес.
- Могут ли эти платежи быть отменены?
- Это вопрос обсуждения. Обещаний не дам, консультации важны.
- Вас недавно назначили. Задача — проведение реформы?
- Развивая среднесрочную перспективу, налоговая реформа обеспечивает возможности для роста реального сектора экономики.
Всё зависит от обстоятельств и решений руководства.
- Вы не собираетесь завершать карьеру после реформы?
- На государственной службе работаем на благо страны. Все остальное — обстоятельства.
Текст: Рабига ДюсенгуловаФото: Иван Сухоруков
-
Шымкентский силач переместил пять вагонов, установив национальный рекорд6-05-2025, 06:40 5
-
Насколько могут подорожать квартиры в Казахстане2-05-2025, 17:20 4
-
Покушение на замакима Берденова: появились новые подробности2-05-2025, 16:59 2
-
Акимат Шымкента сделал заявление после нападения на замакима Берденова22-04-2025, 01:36 26
-
Трамп заявил о прогрессе в отношениях с Зеленским и разочаровании Россией28-04-2025, 04:55 19
-
Использовал свой статус: блогера задержали в Шымкенте21-04-2025, 11:28 6